Проект "Школа - территория здоровья"

УТВЕРЖДАЮ

Директор

государственного учреждения образования

«Базовая школа № 12

имени И.Е. Алексеева

г. Полоцка»

_______________ Г.В. Чушева

_______________2022г.

 

 

Календарный план реализации творческого проекта

«Школа – территория здоровья»

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

на 2022/2023 учебный год

 

№ п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственный

Примечание

1. «ВСЁ УСПЕТЬ И НИЧЕГО НЕ УПУСТИТЬ»

1.1.

Расписание учебных, факультативных занятий.

сентябрь январь

Заместитель директора по учебной работе

 

1.2.

Организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся различных возрастных групп

сентябрь январь

Заместитель директора по учебной работе

 

1.3.

Организация работы логопедической службы с учащимся

сентябрь

Учитель-дефектолог

 

1.4.

Создание условий и обеспечение материально-технической базы для проведения уроков физической культуры и здоровья

постоянно

Директор, заместитель директора по хозяйственной работе, учитель физической культуры и здоровья

 

1.5.

Мониторинг здоровья детей

постоянно

Медицинский работник

 

1.6.

Медицинское обследование учащихся призывного возраста

по срокам военкомата

Медицинский работник, учитель допризывной подготовки

 

1.7.

Организация режима учебного дня (правильное размещение учащихся при посадке, физминутки на уроках, гимнастика для глаз на каждом уроке, режим проветривания, динамические паузы между уроками)

Ежедневно, постоянно

Учителя, классные руководители

 

 

1.8.

Рациональное распределение контрольных работ

график

Заместитель директора по учебной работе

 

1.9.

Контроль за дозировкой домашнего задания

по плану самоконтроля

Заместитель директора по учебной работе

 

1.10.

Выполнение санитарно гигиенических норм к условиям обучения в здании учреждения

постоянно

Заместитель директора по хозяйственной работе

 

1.11.

Разработка нормативных правовых документов по охране здоровья в кабинетах с повышенной пожароопасностью и травмоопасностью (коррективы)

сентябрь, в течение года по необходимости

Заместитель директора по учебной работе, заведующие кабинетами

 

1.12.

Создание условий на территории учреждения для учебных, игровых занятий и отдыха

постоянно

Заместитель директора по хозяйственной работе

 

1.13.

Обеспечение светового и теплового режима в учреждении

постоянно

Заместитель директора по хозяйственной работе

 

1.14.

Плановые медицинские осмотры, прививки учащихся

по плану

Медицинский работник

 

1.15.

Прохождение медицинских обследований работниками учреждения

по графику

Работники учреждения

 

1.16.

Установление специального режима в период эпидемии

в период эпидемий

Администрация

 

1.17.

Оказание первой доврачебной помощи ребенку

по необходимости

Медицинский работник

 

1.18.

Работа по подготовке к оздоровлению учащихся в каникулярный период

в течение года по плану

Заместитель директора по УР, ВР, начальник оздоровительного лагеря «Солнышко», педагог-организатор

 

1.19.

Контроль за состоянием здоровья учащихся после болезни (наличие справки от врача-педиатра)

постоянно

Классный руководитель, медицинский работник

 

1.20.

Адаптация учащихся I классов к школе, V классов ко II ступени

октябрь

ноябрь

Заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог

 

1.21.

Организация летнего оздоровительного отдыха школьников

апрель - июнь

Заместитель директора по воспитательной работе, СППС, классные руководители, начальник лагеря, педагог-организатор

 

1.22.

Организация работы по введению сменной обуви

постоянно

Классные руководители

 

1.23.

Контроль за соблюдением ТБ, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении

постоянно

Администрация

 

2. «ПРОСВЕЩЁН – ЗНАЧИТ ВООРУЖЁН»

2.1.

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы

по учебным программам в течение года

Педагоги

 

2.2.

Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащегося и отклонений в здоровье

 

постоянно

Заместитель директора по учебной работе, педагоги

 

2.3.

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий

постоянно

Заместитель директора по учебной работе

 

2.4.

Проведение профилактических суббот

Каждая 3-я суббота месяца

Классные руководители, СППС

 

2.5.

Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья через проведение уроков по ОБЖ, классных часов, бесед, круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья;

по плану

Педагоги, классные руководители, СППС, медицинские и просветительские службы

 

2.6.

Своевременный инструктаж по охране труда и соблюдению требований санитарно-гигиенических норм работников учреждения и учащихся

 

постоянно

 

Ответственные лица

 

2.7.

Беседы с участниками образовательного процесса о профилактике здорового образа жизни

по плану работы

Медицинский работник

 

2.8.

Психолого-педагогические семинары

по плану работы

Педагог-психолог

 

2.9.

Встречи с врачами-специалистами

По плану

Медицинский

работник

 

2.10.

Пропаганда и обучение, приемам сохранения здоровья на занятиях ОБЖ и физической культуры и здоровья

в течение года

Учитель физической культуры и здоровья, ОБЖ

 

2.11.

Сбор информации о состоянии здоровья детей

сентябрь

Медицинский работник

 

2.12.

Обсуждение вопросов охраны здоровья учащихся на совещаниях

по плану работы

Директор, заместители директора

 

2.13.

Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья учащихся

в течение года

Педагог-психолог

 

2.14.

Статистические данные по состоянию здоровья учащихся

в течение года

Медицинский работник

 

2.15.

Анализ состояния здоровья учащихся; подготовка листов здоровья

по плану работы

Медицинский работник

 

2.16.

Анализ воспитательной работы (по профилактике злоупотребления ПАВ; по спортивно-оздоровительной работе; по развитию движения за здоровый образ жизни; по просветительской деятельности за здоровый образ жизни)

в течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, СППС, классные руководители

 

 

2.17.

Анализ работы социально-педагогической и психологической службы

ежегодно

СППС

 

2.18.

Анализ режима работы учреждения и учебной нагрузки учащихся

 

согласно плана самоконтроля

Заместитель директора по учебной работе

 

3. «ДВИЖЕНИЕ – ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ»

3.1.

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

сентябрь январь

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

 

3.2.

Работа по подготовке и проведению Дней здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятий

по плану работы

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, учитель физической культуры и здоровья

 

3.3.

Проведение Дней здоровья

Каждая 2-я суббота месяца

Классные руководители, учитель физической культуры и здоровья, педагог-организатор

 

3.4.

Проведение экскурсионных дней «Тайны родного края»

Каждая 4-я суббота месяца

Классные руководители

 

3.5.

Организация досуговой и внеурочной деятельности во второй половине дня, в шестой школьный день

сентябрь, январь

Заместитель директора по воспитательной работе

 

3.6.

Охват учащихся внеклассной спортивно-массовой работой

сентябрь

Учитель физической культуры и здоровья, классные руководители

 

3.7.

Организация внеурочных спортивных мероприятий

(Дни здоровья, соревнования, походы, экскурсии)

по плану

Учитель физической культуры и здоровья, кл. руководители, педагог-организатор

 

3.8.

Работа спортивных секций, занятий дополнительного образования на базе учреждений

по плану работы

Учитель физической культуры и здоровья, заместитель директора по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования

 

3.9.

Участие школьного самоуправления в привлечении учащихся к укреплению собственного здоровья и здоровья всего школьного сообщества

в течение года

Учитель физической культуры и здоровья, кл. руководители, педагог-организатор

 

3.10.

Проведение занятий с учащимися по оказанию первой медицинской помощи

в течение года

Медицинский работник

 

4. «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»

4.1.

Обеспечение столовой оборудованием и мебелью

июнь-август

Заместитель директора по хозяйственной работе

 

4.2.

Организация бесплатного питания

по плану

Администрация, классные руководители руководители

 

4.3.

Выполнение распорядка питания согласно режиму

постоянно

Медицинский работник

 

4.4.

Охват горячим питанием школьников

постоянно

Классные руководители

 

4.5.

Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи

ежедневно

Ответственные за организацию питания

 

4.6.

Мониторинг охвата учащихся горячим питанием

 

в течение года

Ответственные за организацию питания

 

5. «ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ»

5.1.

Работа по формированию социально-психологического климата в классных коллективах, в педагогическом коллективе, среди законных представителей учащихся

постоянно

Педагог-психолог

 

5.2.

Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков

по запросу

Педагог-психолог

 

5.3.

Статистика социального статуса родителей и учащихся, оказание необходимой помощи

в течение года

СППС

 

5.4.

Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся с родителями

по плану работы с родителями

Классные руководители

 

5.5.

Социальная поддержка малообеспеченных и нуждающихся семей

Постоянно по плану соц. педагога

Педагог социальный

 

5.6.

Проведение Дня семьи

Каждая 1-я суббота месяца

Классные руководители

 

5.7.

Организация и проведение занятий родительского университета

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, СППС, классные руководители

 

5.8.

Организация и проведение мероприятий совместно с родителями учащихся по пропаганде здорового образа жизни

По плану

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, классные руководители, учитель физической культуры и здоровья

 

 

 

Заместитель директора по воспитательной работе                       О.А.Маслова

 

 

СОГЛАСОВАНО Методист

ГУ «Полоцкий районный

учебно-методический центр»

_________________Л.С. Улосевич

_________________

 

Школа - территория здоровья

Школьная лига по волейболу.

06.05.2023

Участие в районных соревнованиях "Защитник Отечества"

27.01.2023

Участие в районных соревнованиях многоборье "Здоровье"

25.01.2023

День Здоровья

14.01.2023

Районные соревнования "Снежный снайпер"

13.01.2023

Спортивный час

04.01.2023

Дружественная встреча по волейболу между 8-9 классами и выпускниками школы

30.12.2022

Любительский легкоатлетический пробег "Предновогодний"

23.12.2022

Лыжня!

Работа спортивной секции в шестой школьный день

26.11.2022

Спортивный праздник «Территория спорта и здоровья!».

29 октября 2022г. в ГУО «Базовая школа №12 имени И.Е.Алексеева г.Полоцка» в рамках межведомственного проекта «Школа-территория здоровья»  состоялся спортивный праздник «Территория спорта и здоровья!». Участниками праздника стали учащиеся и их родители, педагоги учреждения.

С самого начала  команды «Оптимисты» и «Энергия»  были настроены на упорную борьбу и показали ее в полной мере в ходе прохождения этапов соревнования. Учащиеся вместе с родителями не уступали друг другу в ловкости, быстроте  и дружеской поддержке. В ходе соревнований участники команд поняли: чтобы завоевать победу – мало быть просто физически сильным. Необходимо при этом обладать целеустремленностью, силой воли, ловкостью и находчивостью!

Все команды были награждены грамотами, медалями и вкусными призами! А также зарядились позитивом и здоровьем!

свернуть

Берегите зрение

Зрение людей ежедневно подвергается множеству факторов, которые могут отрицательно на нем сказаться. На сегодняшний день очень большое количество человек страдает плохим зрением или вовсе слепотой. Для того, чтобы сохранить его хорошим, нужно несколько минут в день уделять рекомендациям в этой области, что не составит никаких сложностей.
развернуть

 

 

         Снижаем нагрузку на глаза

На работе или дома нам всегда приходится напрягать глаза. Это происходит во время чтения, просмотра телевизора, работы за ПК. Для каждой из этих видов работ есть свои рекомендации, направленные на снижение нагрузки. Рассмотрим подробнее.

Во время продолжительного просмотра телевизора развивается близорукость. Для того, чтобы этого избежать, нужно соблюдать следующие указания:

  • Допустимое расстояние от телевизора к глазам должно быть в 5 раз больше его диагонали.
  • Днем во время просмотра ТВ нужно завешивать шторы, а ближе к вечеру включать освещение.
  • Просмотр телевизора более трех часов в день не рекомендуется.
  • Во время просмотра через каждых полчаса делайте пятиминутный перерыв для того, чтобы глаза отдыхали.

Просмотр телевизора желательно полностью запретить маленьким детям. Уже с 10 лет телевизор смотреть можно, но не более одного часа за день.

Для современных людей время просиживания за компьютером намного превысило время просмотра ТВ. Что касается ПК, то нужно соблюдать следующие правила:

  • Нужно правильно организовать рабочее место.
  • Спустя час работы за компьютером нужно организовать 15 минут перерыва.
  • Старайтесь как можно чаще моргать и применять специальные капли для глаз с увлажняющим эффектом.
  • Как можно чаще вытирайте пыль с монитора.

Довольно большую работу зрению дает чтение. Приведенные ниже рекомендации подойдут для любителей чтения обычных книг и электронных и позволят сохранить его хорошим:

  • Не следует читать лежа.
  • Книгу нужно держать вдали от глаз на 30 сантиметров.
  • Позаботьтесь организовать освещение таким образом, чтобы на открытые страницы он падал сверху и слева.
  • Читать при плохом освещении нельзя.
  • Перерыв в чтении нужно делать не реже, чем через каждый час.

Питаемся правильно

Большим вкладом в сохранение хорошего зрения будет правильное питание. Оно должно быть насыщенным витаминами и минералами.

  1. Витамин А позволяет сохранить резкость зрения. Если этого компонента будет не хватать, то может возникнуть так называемая «ночная слепота». Данного витамина довольно много в моркови, а также печени и твороге, зеленом горошке и луке, помидоре, дыне.
  2. Витамин С важен для циркулирования крови по сосудам глаз. Норму этого компонента можно обеспечить приемом квашеной капусты, всех цитрусовых фруктов, отвара шиповника и смородины.
  3. Витамин Е способен оградить глаза от возможной катаракты и прочих сбоев зрения, связанных с возрастом. Масла как сливочного, так и растительного происхождения, различные крупы, картофель и бобовые растения, шпинат и орехи богаты этим витамином.
  4. Лютеин и зеаксатин нужны для оптимального зрительного анализа. Данные компоненты находятся практически во всех фруктах и овощах зеленого окраса.

 Физическая активность для сохранения зрения

Видов спорта существует довольно много, однако самым эффективным для глаз стали бадминтон и теннис. В ходе игры за слежением мяча нужно все время фиксировать взгляд, тем самым происходит тренировка мышц и укрепление воротниковой зоны. Помимо этого, полезным станет и плавание, которое обеспечивает стабильное кровоснабжение в месте шейных позвонков.

 Рекомендации по гигиене зрения

Применяйте только качественное освещение. Перед началом работы или чтения проследите, чтобы источник света был правильно расположен, то есть падал из-за левого плеча.

Среди работы, которая требует сосредоточенности зрения, устраивайте перерывы и давайте глазам отдохнуть.

Ограничьте попадание прямых лучей солнца на глаза. Это следует делать не только летом, но и зимой, ведь солнце есть в любую пору года.

         Чтобы сохранить зрение хорошим, нужно всего лишь вести здоровый образ жизни и не проводить слишком много времени за электронными устройствами. Регулярная проверка у офтальмолога позволит проследить за состоянием глаз и вовремя принять необходимые меры, что сохранит глаза от возможных неприятностей.

 

 

 

свернуть

Мероприятия по профилактике нарушений осанки и остроты зрения школьника

Неправильная осанка – это не только функциональное состояние или пагубная привычка, которой можно избежать, периодически поправляя ребенка, а анатомо-функциональное состояние опорно-двигательного аппарата организма. Причины нарушений осанки многочисленны. Одним из факторов риска является низкая силовая выносливость всех мышц, другим – значительная разница в показателях выносливости мышц спины и брюшного пресса. Определенное значение может иметь анатомическая несостоятельность костей стопы, так как ребенок, уставая, меняет опорную конечность и может стоять практически на одной ноге, разгружая другую. Тем самым меняется положение позвоночника и создается асимметрия мышц правой и левой половины тела.
развернуть

 

 

Основным средством профилактики нарушений осанки является лечебная физкультура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также лечебную гимнастику. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены школьнику дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения или детской поликлиники под руководством и контролем квалифицированного методиста или врача ЛФК.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.

Основные профилактические мероприятия:

  1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком». Сон должен быть не менее 8-10 часов в хорошо проветренном помещении. Приходя из школы, после обеда ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.
  2. Рабочее место в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.

Основные требования, предъявляемые к мебели:

  • высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен быть на уровне наружного угла глаза);
  • высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 900;
  • обязательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статическом положении.
  1. Необходимо контролировать рабочую позу во время письма и чтения, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, отдых ребенка.
  2. Следует бороться с порочными позами, такими, как косое положение плечевого пояса при письме; левая рука свешена со стола; косое положение таза; ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу; привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.
  3. Объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).
  4. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.
  5. Освободить ребенка, имеющего нарушения зрения, от дополнительных занятий, связанных с нагрузкой на зрительный анализатор.
  6. Обеспечить активный отдых школьника во внеучебное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
  7. Обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.
  8. Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао, употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена.
  9. Строго выполнять врачебные назначения и рекомендации по лечению и коррекции выявленных нарушений осанки и остроты зрения.
  10. Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку. Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.

 

 

 

 

 

свернуть